![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Социально-экономическое развитиеОбщая характеристика экономики Транспорт, связь, торговля, таможенное дело Жилищно-коммунальное хозяйство
|
Показатели | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2006 в % к 2003 |
Инвестиции за счет всех источников финансирования в % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 83,1 | 119,1 | 104,6 | 113,2 | 112,6 | 133,3 |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство" | 91,7 | 93,6 | 118,2 | 116,1 | 88,6 | 121,6 |
В основных подрядных организациях в 1990 трудилось более 50 тыс. чел.
В 1985—1990 было введено 2,4 млн м2, школ — на 38 тыс. учащихся, детских дошкольных учреждений — на 14,8 тыс. мест, больниц — на 3,1 тыс. коек. В 1990 на одного городского жителя приходилось 14,5 м2 жилой площади против 12,7 м2 — в 1985.
Распад СССР и экономические реформы начала 1990-х вызвали глубокий кризис в строительной отрасли, привели к значительному падению объемов капитальных вложений (за 5 лет — в 5 раз) и строительства (если в 1990 было введено 579 тыс. м2 жилья, то в 1996 — всего 68 тыс. м2, т. е. в 8 раз меньше) на Мурмане. Единый жилищно-строительный комплекс прекратил существование. Был остановлен Мурманский домостроительный комбинат. Прекратили выпуск продукции домостроительные комбинаты в городах Оленегорск и Апатиты.
Вследствие фактического прекращения жилищного и промышленного строительства организации переориентировались на сооружение небольших объектов с индивидуальным проектированием, а также на реконструкцию и модернизацию существующих зданий и пр. Так, с применением новых материалов и технологий в г. Мурманске были построены Центральный офис городского отделения Сбербанка РФ (1996; архитекторы Г. Береза, М. Береза, С. Валиус (Финляндия); подрядчик "Лемминикяйнен" (Финляндия)); здание Первомайского филиала городского отделения Сбербанка РФ (1997, архитектор А. Шур; подрядчики ОАО "Спецстрой", ООО "Квадрат").
Несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, в 1990-е строителям Мурмана удалось ввести в эксплуатацию новые мощности по перегрузке химических удобрений в Мурманском торговом порту, несколько школ в городах и районах, больничный комплекс в пос. Ревда.
Продолжавшееся до конца 1990-х падение объемов строительства с начала 2000-х прекратилось. С 1999 наблюдается ежегодный прирост объема инвестиций, что ведет к стабилизации положения дел в строительном комплексе. Объемы подрядных работ растут в среднем от 10 до 20% ежегодно по отношению к предыдущему году.
Экономические реформы существенно повлияли на источники финансирования капитальных вложений. Если в 1993 из бюджетов всех уровней было получено более 40% средств, то в 2003 — менее 17%, сократившись в 2,6 раза. Основными источниками финансирования стали собственные средства предприятий и организаций, а также привлеченные средства в виде банковских кредитов.
Крупнейшими заказчиками являются ОАО "Кольская горно-металлургическая компания", ОАО "Апатит", "Кольская АЭС", "КАЗ-СУАЛ", ММП и др. В основном средства направляются на техническое перевооружение и модернизацию производства, обновление оборудования, выпуск новых видов продукции.
Одним из новых источников кредитования с начала 2000-х становится ипотека. Свыше 15 банков на территории области реализуют программы ипотечного кредитования населения, развивается система кредитных потребительских кооперативов. За 2006 общая сумма займов населению превысила 45 млн руб., в результате чего было зарегистрировано свыше 700 сделок по покупке жилья.
Правительство области старается профинансировать строительные работы по наиболее важным социальным объектам, в результате чего в 2000-х возобновилось строительство родильного дома и поликлиники в г. Мурманске, больниц и др. объектов здравоохранения в Кировске, Оленегорске и Апатитах. С привлечением федеральных и областных средств ведутся работы по строительству школ в г. Кола, закончены работы по строительству пищеблока дома-интерната в г. Мончегорске, детского сада в пос. Лопарская (2006). В рамках областной адресной инвестиционной программы построены жилые дома в пос. Ревда и Зеленоборск, с. Ловозеро, г. Мурманске, котельная в пос. Ура-Губа и др. Ведется строительство жилья в пос. Умба и Зеленоборский, г. Кандалакша, школ в с. Варзуга и пос. Протоки.
В г. Мурманске активно ведется реконструкция Дворца культуры им. Кирова и Ледового дворца спорта.
За счет иностранных инвестиций построены международные автомобильные пункты пропуска "Салла" на границе с Финляндией и "Борисоглебский" — на границе с Норвегией.
В 1992—2005 построен уникальный не только для области, но и для всей России мостовой переход через Кольский залив протяженностью свыше 1,6 км.
За 1999—2006 введено в действие более 120 км новых и реконструированных автомобильных дорог, реконструировано и построено 11 мостов, введены новые железнодорожные линии, построены перегрузочные комплексы морских портов мощностью 8,4 млн т груза в год, реконструирован причал морского порта протяженностью 165 м.
Содержанием, ремонтом и строительством автомобильных дорог занимается около 100 подрядных организаций: 2 дорожно-строительные (ОАО "Оленегорское ДСП", ОАО "Кандалакшское ДСУ-3"), 5 дорожных ремонтно-строительных предприятий (Кольское, Никельское, Кильдинское, Кандалакшское и Умбское ГОУДРСП), 1 мостовое ремонтно-строительное (Кольское ГОУМРСП), акционерные общества, частные предприятия и др., в которых имеются заводы асфальтобетонные, по приготовлению щебня и битумно-сланцевой эмульсии, ремонтные боксы и другое оборудование. На них занято около 1700 чел. Головным и координирующим предприятием Мурманской области в этой сфере является "Мурманскавтодор".
Развивается строительство материально-технической базы предприятий торговли и общественного питания. Построено более 110 тыс. м2 торговой площади, создано свыше 2 тыс. мест на предприятиях общественного питания.
Выполняются работы по строительству объектов коммунального назначения. В октябре 2005 состоялось официальное открытие первого пускового комплекса (110 м3 в сутки) канализационных очистных сооружений (КОС) северного района в г. Мурманске. Ведутся работы по строительству 3-й нитки водовода в г. Оленегорске, КОС в с. Ловозеро, биокотельной в пос. Умба и др. В 1999—2006 введено в эксплуатацию около 100 тыс. м2 жилья (в г. Мурманске, Ловозерском, Кандалакшском и Терском районах).
Однако потребности населения даже с учетом жилья, возводимого с 1996, после утверждения Федеральной целевой программы "Строительство на территории РФ жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в средней полосе РФ не обеспечены.
С 2004 впервые на территории Мурманской области началось строительство малоэтажных жилых зданий. Получают развитие предприятия, которые берут на себя комплексное проектирование, необходимые согласования и строительство коттеджей (ООО "Мурманмебель", ООО "Огни Мурманска").
Перспективными направлениями в жилищном строительстве являются реконструкция и модернизация физически и морально устаревших жилых домов, построенных в 1950—1960-х. Здесь предполагается освоение поверхности покрытий и пространств чердачных крыш, позволяющее значительно снизить потери энергоресурсов (до 10%) и повысить долговечность зданий.
Одним из приоритетных направлений развития строительного комплекса является решение проблем рационального использования местных природных ресурсов, сокращение транспортных издержек в производстве строительных материалов. Несмотря на то что в области велико количество сырьевых ресурсов для получения строительных материалов (27 месторождений строительного камня с суммарными запасами в 195,116 млн м3, 16 — облицовочного с запасами в 10,531 млн м3, 37 — песчано-гравийных материалов с запасами в 47,585 млн м3), производство их налажено слабо. Значительное количество их завозится из других регионов России.
На территории Мурманской области действует ряд предприятий стройиндустрии, производящих в основном железобетонные изделия: ОАО "Комбинат Стройконструкция", ЗАО "Блокстрой", ОАО "Шунгизит" (Мурманск), ОАО "Стройдеталь", ОАО "Олкон" (Оленегорск), но постоянно растущий спрос на бетон, связанный с применением монолитных и каркасно-монолитных конструкций зданий, определяет настоятельную необходимость в строительстве бетонных минизаводов.
Значительной проблемой современной строительной отрасли является дефицит кадров. Кризис 1990-х привел к оттоку строителей в другие отрасли и регионы, сокращению подготовки строительных кадров. Особенно велик дефицит в квалифицированных рабочих (кровельщиках, монтажниках металлоконструкций, сварщиках, каменщиках, плиточниках, отделочниках) и работниках среднего звена. Испытывают дефицит в специалистах-проектировщиках и проектные организации.
В настоящее время подготовкой специалистов-строителей занимаются 6 профессиональных училищ, Мончегорский политехнический колледж, Мурманский строительный техникум, КФ ПетрГУ, Мурманский филиал СПбГУ водных коммуникаций. В 2003 был открыт МГТУ (72 учащихся). Однако нехватка кадров потребовала от правительства Мурманской области создания специального координационного совета по кадровому обеспечению региона (2005).
К 2007 в регионе действовало более 400 строительных организаций всех форм собственности и уровней управления, на которых занято более 23 тыс. чел.
В настоящее время объем инвестиций на развитие производственной базы организаций строительного комплекса растет (только в 2005 — 156 млн руб.), однако этих средств недостаточно для удовлетворения необходимых потребностей (износ основных фондов отрасли в 2006 — 60%, а средний возраст основной части машин и оборудования — 12 лет). Наиболее крупными организациями в жилищно-граж-данском и промышленном строительстве являются ОАО "Мурманскпромстрой", ОАО "Спецстрой", ЗАО "АСМ", ООО "Ренессанс", ОАО "Мурманскморстрой" (г. Мурманск), ООО "Квадрат" (г. Оленегорск), ОАО "Колъстрой" (г. Мончегорск), ОАО "Севертрансстрой" (г. Кандалакша), "Колатомэнергострой" (г. Полярные Зори); в сооружении дорог — ГДУ "Мурманскавтодор", а из монтажных организаций — ОАО "Продмонтаж".
В ноябре 2004 для координации деятельности строительных организаций, представления и защиты их интересов, обеспечения подготовки кадров был создан Союз строителей Мурмана, а в ноябре 2005 правительством Мурманской области была принята Стратегия развития строительного комплекса до 2015. Основными перспективами его развития Стратегия определила формирование рынка доступного жилья путем снижения себестоимости строительства жилья и государственной поддержки малоимущих слоев населения (около 16 тыс. семей), строительство нескольких портовых сооружений для развития Мурманского транспортного узла, реконструкцию около 300 км автодорог и возведение мостов общей протяженностью более 2 км, участие в разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения, сохранение и развитие производственного потенциала промышленных предприятий области (строительство нефтеперерабатывающего и нового алюминиевого заводов, подземных рудников ОАО "Олкон", пункта длительного хранения реакторных отсеков на береговой площадке губы Сайда, модернизация производств Ковдорского ГОКа и ОАО "Апатит", реконструкция обогатительно-металлургического производства комбината "Печенганикель" и Кандалакшского опытного машиностроительного завода и др.).
Для осуществления поставленных задач правительством Мурманской области были приняты 2 целевые программы: "Обеспечение жильем молодых семей Мурманской области на 2006—2008" (аналогичные программы приняты в Мурманске, Полярных Зорях, Мончегорске, Оленегорске, Кандалакше, Апатитах и Ковдорском районе) и "Развитие системы ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области на 2006—2010".
Реализация намеченных задач требует значительных инвестиций в строительство — до 20 млрд руб. в год, что выше текущего уровня в 1,2 раза, а сами строительные организации должны ежегодно на 10—15% увеличивать объемы строительных работ.
Воплощение в жизнь этих проектов даст мощный импульс дальнейшему развитию региона в целом и строительной индустрии в частности, создаст дополнительные рабочие места и увеличит налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Сельское хозяйство в Мурманской области — отрасль, призванная обеспечивать региональные потребности населения в продуктах питания. Удельный вес продуктов сельскохозяйственного производства в потреблении населением области основных продуктов питания в 2005 составлял 14,3% молока и молокопродуктов, 9,1 — мяса всех видов, 75,2 — яиц, 23,1 — картофеля и 3,6% — овощей.
Основными производителями сельскохозяйственной продукции являются предприятия и подсобные хозяйства. Доля крестьянско-фермерских хозяйств в объеме производства сельскохозяйственной продукции незначительна.
В состав агропромышленного комплекса Мурманской области входит 81 предприятие, в т. ч. 22 — сельскохозяйственных, 19 — перерабатывающих, 27 — агросервисных и 3 — научных. В них занято 9,1 тыс. чел., в т. ч. в сельскохозяйственном производстве — свыше 4 тыс. чел.
Разведением крупного рогатого скота занимаются 19 предприятий, из них 4 племенных репродуктора по разведению скота холмогорской и айширской пород, в которых содержится более 80% всех коров. На производстве свинины специализируются 5 предприятий. Крупнейшее — свинокомплекс "Пригородный", производящий более 80% общего объема свинины, получаемой в Мурманской области. Производят яйца и мясо птицы 5 предприятий, но основное поголовье кур-несушек сосредоточено на птицефабриках "Мурманская" и "Полярная звезда", которые производят 90% яиц. В 4 оленеводческих хозяйствах содержится 60 тыс. голов оленей ненецкой породы, из них более 80% — в племенных стадах кооперативов "Оленевод" и "Тундра".
Выращиванием картофеля и овощей открытого грунта занимается в основном население. Ежегодно с площади 2 тыс. га собирается около 2 тыс. т овощей и более 20 тыс. т картофеля. В тепличном комбинате "Мурманский" в зимних теплицах площадью 4,55 тыс. м2 выращиваются огурцы, томаты, лук и зеленные культуры.
Пищевая и перерабатывающая отрасль АПК области объединяет предприятия молочной, мясной, хлебопекарной, кондитерской, муко-мольно-крупяной, пивобезалкогольной и ликероводочной промышленности.
Продукция хлебопекарной промышленности занимает одно из главных мест в общем балансе продовольствия населения. В состав ее производителей входят крупное промышленное объединение ОАО "Хлебопек", предприятия ОАО "Виктория", ОАО "Апатитыхлеб", ОАО "Заполярный хлебозавод", ООО "Кольский хлебный дом" и мини-пекарни, изготавливающие около 23% общего объема вырабатываемых в области хлебобулочных изделий. Муко-мольно-крупяную, элеваторную и комбикормовую промышленность представляет ОАО "Мурманский комбинат хлебопродуктов".
Молочная продукция (свыше 36 тыс. т в год в пересчете на цельное молоко) выпускается 2 предприятиями — ОАО "Молочный завод" (г. Североморск) и ОАО "Апатитский молочный комбинат", а также рядом цехов по переработке молока, оборудованных на предприятиях сельского хозяйства ("Тулома", агрокомплекс "Ковдорский" и др.).
Мясная промышленность, вырабатывающая свыше 5 тыс. т колбасных изделий и свыше 4 тыс. т мясных полуфабрикатов в год, представлена торговым домом "Мурманский мясокомбинат", ООО "Мелифаро", рядом мясоперерабатывающих цехов, организованных на предприятиях сельского хозяйства, и мясоперерабатывающими предприятиями и цехами небольшой мощности.
В области также производятся кондитерские и макаронные изделия, пиво и безалкогольные напитки, алкогольная продукция.
Значительную часть производимой в регионе продукции отличают широкий ассортимент и качество, подтвержденное высокими оценками на конкурсах самого различного ранга.
Промышленное использование леса на Кольском п-ове началось еще в XVI в., когда он применялся при выпаривании соли в солеварнях. В результате этой деятельности исчезла значительная часть сосновых лесов, растущих по берегам рек. С XIX в. стали заготовлять лес и в качестве сырья для лесопиления. Первоначально леса Кольского п-ова входили в состав 2-го Кемского лесничества, а в 1889 было образовано самостоятельное Кольское лесничество, которое отпускало лес населению на домашние нужды, судостроение, постройку школ, церквей, ремонт дорог; контролировало исполнение лесного устава, пресекая самовольные порубки леса. Кольское лесничество имело в своем составе 11 дач, охраняемых 14 чел. лесной стражи.
В 1898 из части дач Кольского лесничества было образовано Кандалакшское, в 1900 — Печенгское, позднее — Ковдское, Умбское, Кузоменское и Нотозерское лесничества. Общая площадь лесничеств составляла 10 млн 256,2 тыс. десятин.
С 1921 в составе Мурманского губернского Совета был организован земельный отдел, в структуру которого входил лесной подотдел, преобразованный в 1922 в лесной отдел. Его задачами были организация охраны лесов от пожаров и их эксплуатация. С 1925 в структуре лесного отдела образован хозрасчетный лесозаготовительный подотдел. В 1932 после передачи всех лесов в ведение Народного комиссариата лесной промышленности на территории Мурманского округа был организован лесопромышленный трест "Мурманлес" (включавший Кольский леспромхоз), действовавший до 1934.
В 1934 из общей площади лесов были выделены леса местного значения (423,1 тыс. га), переданные Кольскому леспромхозу, реорганизованному в Мурманский лесокомбинат. Общая площадь лесов лесокомбината составила 697,8 тыс. га. В структуре лесокомбината были выделены производственные и лесохозяйственные сектора. Последний уже через месяц был реорганизован в сектор лесного хозяйства (с лесной инспекцией, контролирующей лесохозяйственную деятельность всех организаций, разрабатывающих в округе лесной фонд), непосредственно подчиненный президиуму Мурманского окружного ИК.
К 1946 в результате всех реорганизаций лесной фонд Кольского п-ова находился в ведении 5 министерств: лесной, рыбной, химической, топливной промышленности и цветной металлургии. Ведомственная распыленность лесов приводила к неполному и нерациональному использованию лесных богатств, поэтому после того, как в 1947 было создано Министерство лесного хозяйства СССР, в Мурманской области было образовано областное управление в составе 8 лесхозов с 24 лесничествами.
Мурманское областное управление проводило статучет и картографирование, лесохозяйственные, лесокультурные, лесозащитные работы, осуществляло охрану лесов от пожаров (минерализацию просек, создание противопожарных разрывов и придорожных полос, опашку хвойных молодняков и ценных участков леса). Из-за нехватки кадров лесной охраны средняя площадь обхода составляла 60 тыс. га на лесника и 140 тыс. га на объездчика.
Лесхозами проводились работы по посеву леса, для чего использовались как местные семена, так и завезенные из Архангельской области, Карелии (сосна) и Хакасии (сибирский кедр). С конца 1940-х начали закладываться озеленительные участки с местными и более южными растениями (лиственница, кедр, пихта, бальзамический тополь, акация). В течение 1950-х — начале 1960-х было проведено полное лесоустройство, давшее возможность определить запасы леса, возрастной состав насаждений, расчетную лесосеку, структурную организацию лесного хозяйства, провести лесовосстановление и т. п.
В подчинении управления с конца 1950-х находилось 10 лесхозов (Печенгский, Полярный, Кольский, Мончегорский, Кировский, Зашейковский, Кандалакшский, Терский, Ковдозерский и Ловозерский) с 40 лесничествами и общей площадью государственного лесного фонда 9746,7 тыс. га. В 1981 образуется Алакурттинский лесхоз, а в 1983 — Ковдорский. Площадь государственного лесофонда с городскими лесами в то время составляла 9652,2 тыс. га. Кроме того, свои леса имели 2 заповедника (Кандалакшский и Лапландский), Октябрьская железная дорога и 2 военных лесничества.
В 1988 управление реорганизуется в Мурманское лесохозяйственное территориальное производственное объединение (ЛХТПО) с Мурманским лесхозом в качестве головного предприятия. Объединение функционировало как единый производственно-хозяйственный комплекс, руководитель деятельностью входящих в его состав самостоятельных предприятий и осуществляло контроль за ведением лесного хозяйства на всей территории области независимо от ведомственной принадлежности лесов.
С 1992 Мурманское ЛХТПО реорганизовано в Мурманское управление лесами, которое с 2000 подчинялось Комитету природных ресурсов по Мурманской области (с 2002 — Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды). В 2004 — очередная реорганизация в Агентство лесного хозяйства, ликвидированное в 2006 после передачи отдельных полномочий в области лесных отношений субъектам Федерации. В результате правительством Мурманской области создан Комитет по лесному хозяйству, в ведении которого находятся лесхозы и Мурманская база авиационной охраны лесов общей площадью 9468,5 тыс. га (67,5% общей площади области). Собственно леса составляют 5126,1 тыс. га лесного фонда (54,1% площади), остальные земли — гари, вырубки, биологические редины, болота, воды и т. д. Общий запас древесины — 221,8 млн м3, в том числе в лесах I группы — 117,7 млн м3. Общий средний прирост — 1,1 млн м3 в год. Средний возраст насаждений 129—122 лет. Запас насаждений в возможных для эксплуатации лесах III группы — 56 млн м3.
Основными направлениями деятельности лесного хозяйства являются: охрана лесов от пожаров, лесовосстановление, выполнение ле-сохозяйственных работ и оказание государственных услуг в сфере лесного хозяйства.
Ежегодно в Мурманской области возникает от 240 до 280 лесных пожаров. Средняя площадь одного пожара за последние 10 лет — 11 га. Наибольшее число пожаров пришлось на 1972 (846), наибольшая площадь — на 1960 (198 840 га), наименее пожароопасным оказался 1981 (24 пожара на площади 9 га). Для борьбы с пожарами в лесхозах имеются 11 пожарно-химических станций, 15 пожарных автомобилей, 37 противопожарных мотопомп, 327 ранцевых опрыскивателей, оборудовано 16 наблюдательных пунктов. В связи с тем что ежегодно в результате пожаров, вырубок, разработок недр, движения песков (на Терском берегу) возникает 2—4 тыс. га новых земель, не покрытых лесом, общая их площадь на начало 2000 составляет около 45 тыс. га. Особенно серьезную экологическую проблему создают площади, поврежденные промышленными выбросами комбинатов "Североникель" и "Печенганикель". Компенсировать эти утраты призваны лесовосстановительные работы. Посадка леса осуществляется как вручную, так и механизированным способом; в ряде лесхозов внедрена технология посева семян мелкохвойных пород по снегу на поврежденных лесными пожарами труднодоступных участках.
Для обеспечения высокого качества посевного и посадочного материала в 2003 заложены лесосеменная сосновая плантация в Ленинградской области и лесосеменной участок в Ковдозерском лесхозе, построена теплица для выращивания посадочного материала (ежегодный объем — до 260 тыс. шт.).
Для заготовки древесины в области передано в аренду 11 участков лесного фонда общей площадью 452,9 тыс. га с установленным ежегодным объемом заготовки 89,1 тыс. м3. Крупнейшими лесозаготовителями являются ЗАО "Природа" и ООО "Огни Кайрал". Помимо этого, ежегодно в краткосрочное пользование передаются участки лесного фонда с объемом заготовки около 35 тыс. м3.
Выделяются также участки для сбора и заготовки лишайников (ягеля) в декоративных целях (допускается в объеме не более 15% существующего покрова). Для использования в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях передано в аренду 42 участка лесного фонда общей площадью 430 га; 8 участков (площадью 887,1 га) передано в аренду для выпаса одомашненных животных (северных оленей) и др.
В лесах для удовлетворения собственных нужд население осуществляет сбор дикорастущих грибов и ягод, которые занимают значительную площадь: по бруснике она составляет 200 тыс. га, по чернике — 214, по морошке — 53, по голубике — 19, по клюкве — 15, по грибам — 400. Средний эксплуатационный ежегодный урожай варьируется относительно места сбора (север или юг области) и составляет: по бруснике — от 17 до 100 кг/га, по чернике — от 9,5 до 30, по морошке — от 7,5 до 30, по грибам — от 4 до 8,4 кг/га.
С 2002 осуществляется международное сотрудничество в области лесного хозяйства, в рамках которого наиболее значимым является совместный с Лесной службой Финляндии проект "Уход за лесами и лесовосстановление в Мурманской и Архангельской области" (2002—2004), направленный на повышение квалификации работников лесного хозяйства в области лесовосстановления и ухода за лесами, внедрение новых методов выращивания посадочного материала и методов создания лесных культур. С 2004 в Ковдозерском лесхозе реализуется Международный проект "Модельный лес".
Транспорт
Транспорт играет значительную роль в развитии экономики Мурманской области, что связано с преобладанием в ней отраслей, ориентированных на поставку за пределы региона больших объемов сырья, металлов и рыбопродукции, а также выгодным географическим положением на пересечении транзитных транспортных сообщений и возможностью круглогодичной навигации с прямым выходом на международные морские торговые пути.
Наземные, воздушные и морские транспортные коммуникации обеспечивают традиционные хозяйственные связи региона и создают благоприятные условия для расширения делового сотрудничества с российскими и иностранными партнерами.
Транспортный комплекс области представлен предприятиями и организациями морского, железнодорожного, воздушного, автомобильного транспорта и электротранспорта (троллейбусы). Доля транспорта в структуре валового регионального продукта — 11%.
Наиболее важной, имеющей не только национальное, но международное значение транспортной коммуникацией, начинающейся в Мурманской области, является Северный морской путь (СМП) — часть инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера и связующее звеном между российским Дальним Востоком и западными районами страны, альтернативный и кратчайший водный путь между странами Европы и северной частью Азиатско-Тихоокеанского региона, северо-западным побережьем США и Канады.
Арктическая морская транспортная система включает в себя как собственно транспортный, ледокольный и другие флота и морские порты, так и систему их навигационного гидрографического и иного обеспечения. Одним из важнейших операторов перевозок по СМП является Мурманский морской порт (ММП), которому передан в доверительное управление ледокольный флот. Обеспечение безопасности плаванья в западном секторе Российской Арктики находится в зоне ответственности Мурманского бассейнового аварийно-спасательного управления. Обслуживанием портопунктов и городов Кольского залива и побережья Баренцева моря занимается Малая судоходная компания (МАС-КО). Морские транспортные пути берут свое начало в портах Мурманской области: Мурманском морском торговом, Кандалакшском морском торговом портах, морском, специализирующемся на хранении и перегрузке нефтепродуктов и газового конденсата, порту Витино, Мурманском морском рыбном порту. В Мурманском морском торговом порту осуществляют деятельность администрация морского порта "Мурманск" и Мурманский филиал "Росморпорта".
Основу железнодорожной сети составляет часть магистрали Мурманск—С.-Петербург от станции Лоухи до станции Мурманск (Мурманское отделение Октябрьской железной дороги), построенной как Мурманская железная дорога в 1915—1916 (в 1935—1959 — Кировская железная дорога), с 1973 — полностью электрифицирована. С 1956 действует железнодорожная ветка Пинозеро-Ковдор, с 1968 — Кола-Никель, с 1984 — Кировск-Апатиты. Общая протяженность железной дороги в Мурманской области — 870 км, густота железнодорожных путей — 6 км пути/тыс. км2 территории (2006). Авиасообщение осуществляется через аэропорты Мурманской области, из которых 2 крупных: Мурманск и Кировск/Апатиты ("Хибины"). Через аэропорт Мурманск проходят международные линии: Мурманск — Киркенес и Мурманск — Тромсе (Норвегия), Мурманск — Рованиеми (Финляндия) — Лулео (Швеция). Перевозки пассажиров и грузов производят различные компании, в т. ч. "Мурманавиаком" (см. также Мурманский объединенный авиационный отряд), осуществляющая свою деятельность (включая аварийно-спасательные операции, пожаротушение, мониторинг промышленных объектов и пр.) преимущественно в воздушном пространстве Мурманской области.
Быстрыми темпами увеличивается количество автомобильного транспорта. Только за 2001—2005 число автотранспортных средств в области возросло с 154 до 177 тыс. ед. (на 13,1%). На территории области расположено 1471 автотранспортное предприятие (16 тыс. ед. автотранспортных средств и прицепов), ведущими среди которых являются "Мурман-скавтотранс", Автоколонна 1118 и "Электротранспорт" (г. Мурманск).
Ежегодно автомобильным транспортом перевозится 232 млн чел., троллейбусным — 120 млн чел. В 2005 в регионе действовал 151 автобусный маршрут, из них 73 — городских, 49 — пригородных и 28 — междугородных.
Протяженность автодорог общего пользования, соединяющих населенные пункты Мурманской области и обеспечивающих ее связь с российскими регионами и сопредельными странами, составляет 2568 км, из них федеральных — 537, территориальных — 2031 км (2006). Управление ими осуществляет Государственное учреждение по управлению автомобильными дорогами Мурманской области (Мурманскавтодор).
Развивается международное приграничное сотрудничество. Так, в рамках двухстороннего сотрудничества с губернией Лапландия в 2003 было открыто регулярное движение автобусов ОАО "Мурманскавтотранс" по маршруту Кандалакша — Кемиярви. Всего в области действуют 3 международных автобусных маршрута; 2 — в Финляндию и 1 — в Норвегию, а также функционируют 3 международных автомобильных пункта пропуска (МАПП) на государственной границе РФ с Финляндией ("Лотта", "Салла") и с Норвегией ("Борисоглебский"). По приграничным автодорогам через федеральную трассу М-18 Мурманск — Санкт-Петербург осуществляются международные перевозки.
Связь
В мае 1938 было создано Мурманское областное управление связи, которое руководило всеми видами связи общего пользования (почта, телеграф, телефон), занималось радиофикацией, распространением и экспедированием печати, контролировало строительство, техническое состояние и эксплуатацию всех видов электросвязи. В подчинении управления находилось одиннадцать контор и отделений, расположенных по всей области.
Впоследствии функции организации системы связи взяла на себя организация Россвязьинформ, а с 1990-х их выполняют несколько частных и государственных компаний: Мурманский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком" — ведущий оператор связи на Кольском п-ове, контролирующий до 90% ее рынка в области; Территориальное управление № 3 Северо-Западного филиала ОАО "Ростелеком", осуществляющее пропуск междугородного и международного трафика, сдачу в аренду каналов связи, доступ к интеллектуальной сети связи и др.; Управление федеральной почтовой связи Мурманской области (филиал ФГУП "Почта России"), обеспечивающее такими услугами, как почтовые, финансовые денежные переводы, выплата и доставка пенсий, прием платежей за коммунальные услуги, распространение печатных изданий, продажа лотерейных и пр. билетов; Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр, осуществляющий эфирную трансляцию телевизионных и звуковых программ на территории области; "Северо-Западная компания по телекоммуникациям и информатике" (ОАО), организующая предоставление услуг передачи данных и телефонную связь в городах Мурманской области; операторы сотовой связи — ОАО "Телеком XXI" (филиал ОАО "МТС"), отделение ОАО "Мегафон". Общее число абонентов всех операторов сотовой связи на конец 2006 — 787,6 тыс. чел.
Торговля
Мурманская область обладает развитой торговой сетью, включающей 3398 торговых предприятий общей площадью 440,6 тыс. м2 и 842 предприятия общественного питания на 55 тыс. мест; 47,4% торговых предприятий специализируются на торговле промышленными товарами, 43,7 — продуктами питания и 8,9% — смешанными товарами (2006). Получили развитие сети торговли крупных торговых фирм: "Сейд", "Евророс", "Техношок", "Эксперт", "Рамстор", "Эльдорадо", "Провизион" и др.
Большая часть розничного товарооборота осуществляется торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями, торгующими в стационарной сети, — 78,8% и только 21,2% — на вещевых, смешанных и продовольственных рынках (2006; в 2000 — 75,7 и 24,3% соответственно). В 2006 населением приобретено товаров на сумму более 53,1 млрд руб., что на 16,4% выше уровня 2005. Растет и физический объем оборота розничной торговли; в 2006 он вырос на 9% против 7,4 и 5% в 2005 и 2004 соответственно. Оборот на душу населения в 2006 составил 61,7 тыс. руб. (на 1,9% больше, чем по РФ в целом). По этому показателю Мурманская область в Северном экономическом районе уступает лишь Республике Коми.
В структуре розничного оборота снижается доля продовольственных товаров (53,2% — в 2006 против 55,3% — в 2000). При этом темпы роста объема продаж непродовольственных товаров все более опережают продовольственные: на 13% в 2006 по сравнению с 2005 — по первым и только на 5,6% — по вторым.
Оборот общественного питания в 2006 — около 3,1 млрд руб., что в 1,2 раза больше, чем в 2005, составив на душу населения 3,6 тыс. руб. (первое место в Северном экономическом районе).
Таможенное дело
Таможенное дело на Мурмане ведет отсчет с 1582, когда воевода Палицын Аверкий устроил Гостиный двор в г. Кола, установив торговые весы и введя таможенный сбор. В целях контроля за морскими судами, пересекавшими государственную границу, на Аникиевом Большом о-ве при входе в бухту Цып-Наволок п-ова Рыбачий была установлена таможенная застава. В начале XVIII в. Кольская таможня имела волостные отделения в Кандалакше, Ковде, Порье-губе и Керети, которые ведали государственными доходами и регистрировали привоз товаров, все сделки и платежи. С 1914 порты Кола и Александровск были наделены правами таможенного режима порто-франко (свободная таможенная зона), чем пользовались многие жители Мурмана. Однако после основания г. Романов-на-Мурмане 28 октября 1916 был создан Мурманский временный таможенный надзор, куда из Архангельской таможни были командированы 12 штатных чиновников. В их обязанности входили прием, досмотр и выпуск грузов, провозимых через Кольский п-ов. С декабря 1919 Временным правительством Северной области была учреждена постоянная Мурманская таможня.
После установления советской власти таможенный режим порто-франко был упразднен, а Мурманская таможня вошла в состав Северного таможенного округа. С начала ВОВ, несмотря на то что 90% служащих ушли на фронт, Мурманская таможня продолжала работать, организуя пропуск грузов, поступающих по лендлизу и по линии Международного Красного Креста, и ведя борьбу с контрабандой. В 1950-х — 1960-х в зону деятельности Мурманской таможни входили пограничные пункты пропуска грузов и пассажиров по всей Мурманской области и частично по северной территории Карелии. Особенностью работы таможни в этот период было осуществление контроля за ввозом репарационных грузов и импортом рыбопродукции. В 1970—1980-е основная деятельность таможни была направлена на обеспечение контроля за соблюдением государственной монополии внешней торговли, исчисление таможенных сборов, взимание таможенных пошлин на товары, ввозимые физическими лицами, ведение борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил. В конце 1980-х — начале 1990-х диапазон компетенции таможни особенно расширился, в т. ч. в области правоохранительной деятельности.
В начале 2000-х Мурманская таможня — уникальная структура, осуществляющая практически все виды таможенного контроля: морской, воздушный, автомобильный и железнодорожный. Ее деятельность распространяется на всю территорию Мурманской области, включая государственную границу с Норвегией и Финляндией. В состав таможни, подчиняющейся Северо-Западному таможенному управлению Федеральной таможенной службы РФ, входят 5 таможенных пограничных (в международных автомобильных пунктах пропуска Лота, Салла и Борисоглебский, Мурманском морском торговом и рыбном портах и в аэропорту Мурманск) и 6 внутренних постов в городах области.
В компетенцию Мурманской таможни входят таможенный контроль и таможенное оформление товаров, транспортных средств, международных почтовых отправлений и физических лиц, пересекающих границу, обеспечение правильности исчисления и взимание таможенных пошлин, налогов и сборов, осуществление валютного контроля, оформление экспорта сырой нефти и нефтепродуктов, правоохранительная (борьба с контрабандой, незаконным перемещением через границу биоресурсов, энергоресурсов, контрафактной продукции, налогоемких товаров), в т. ч. оперативно-розыскная, деятельность.
Мурманская таможня осуществляет взаимодействие с таможенными службами Норвегии, Финляндии и Швеции в рамках международных таможенных программ "Venskap", "Twinning" и "Task Force 2", направленных на упрощение процедур, сокращение времени таможенного оформления и контроля и взаимодействие по вопросам правоохранительной деятельности.
Бюджет Мурманской области — форма образования и расходования денежных средств Мурманской области в расчете на финансовый год.
Бюджет Мурманской области разрабатывается и утверждается в форме закона Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Составление, исполнение бюджета Мурманской области, как и составление отчета о его исполнении, относятся к компетенции администрации Мурманской области. Рассмотрение и утверждение бюджета Мурманской области, а также утверждение отчетов о его исполнении относятся к компетенции Мурманской областной думы.
Наряду с бюджетом Мурманской области существуют бюджеты муниципальных образований, разрабатываемые и утверждаемые в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления. Бюджет Мурманской области и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав Мурманской области (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет Мурманской области, в него входят: бюджет Мурманской области, бюджеты 14 городских округов и бюджеты 5 муниципальных районов.
Доходы бюджета Мурманской области формируются за счет собственных доходов и субвенций, поступающих из федерального бюджета на осуществление региональными органами власти делегированных государственных полномочий. В состав собственных доходов включены налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней.
Большую долю доходов в бюджет Мурманской области составляют налоги, %: в 2000 — 83, 2001 — 72, 2002 — 50, 2003 — 61, 2004 — 66, 2005 — 76, 2006 — 71. В то же время она может существенно меняться.
В налоговых доходах бюджета Мурманской области главное место занимают налог на доходы физических лиц и налог на прибыль.
Вторым по значимости источником доходов бюджета Мурманской области являются безвозмездные поступления, удельный вес которых также заметно колеблется, %: 2000 — 17, 2001 — 28, 2002 — 50, 2003 — 39, 2004 — 34, 2005 — 21, 2006 — 26,3.
Удельный вес неналоговых доходов, которые включают доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от оказания платных услуг получателями средств бюджета Мурманской области, административные платежи и сборы и другие, незначителен и не превышал 3% на протяжении многих лет.
Структура налоговых доходов бюджета Мурманской области, %:
Виды налогов | Годы | ||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Налог на доходы физических лиц | 34,5 | 30,8 | 31,7 | 38,1 | 45,1 |
Налог на прибыль | 28,4 | 24,0 | 31,1 | 36,1 | 32,7 |
Налог на имущество | 16,4 | 12,6 | 8,9 | 14,2 | 11,6 |
Плата за пользование природными ресурсами (кроме земельного налога) | 10,2 | 15,2 | 10,7 | 6,1 | 5,6 |
Налог на товары и услуги | 9,1 | 7,0 | 5,3 | 3,2 | 3,9 |
Налог на совокупный доход | 0,8 | 0,7 | 2,7 | 2,1 | 1,1 |
Земельный налог | 0,6 | 1,2 | 1,3 | — | — |
Прочие налоги | — | 8,5 | 8,3 | 0,2 | — |
Всего налоговых доходов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Структура распределения ассигнований из бюджета Мурманской области по видам расходов на 2006 (выборка), %:
Расходы | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % |
Общегосударственные вопросы | 1182968 | 7,3 |
Национальная оборона | 17984 | 0,11 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1235402 | 7,6 |
Национальная экономика, в т. ч.: | 1565563 | 9,7 |
транспорт | 1083616 | 6,7 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 62123 | 0,38 |
Охрана окружающей среды | 26743 | 0,2 |
Образование | 752535 | 4,65 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 199326 | 1,23 |
Здравоохранение и спорт | 2488867 | 15,4 |
Социальная политика | 408367 | 2,53 |
Межбюджетные трансферты, в т. ч.: | 8235289 | 50,9 |
фонды компенсаций | 6890310 | 42,6 |
Всего | 16175167 | 100 |
Расходование средств бюджета Мурманской области осуществляется по направлению и в пределах, установленных законом Мурманской области о бюджете на очередной финансовый год. Расходы бюджета Мурманской области подразделяются в соответствии с экономической классификацией на текущие и капитальные, а также расходы на предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд). К текущим расходам относятся: оплата труда, затраты на приобретение предметов снабжения и расходных материалов, оплата транспортных услуг, услуг связи, коммунальных и др. Капитальные расходы — это расходы на приобретение и модернизацию оборудования и предметов длительного пользования, капитальное строительство и ремонт, а также капитальные трансферты. Расходы по предоставлению бюджетных кредитов включают: предоставление бюджетных кредитов бюджетам других уровней, нефинансовым организациям, возврат бюджетных кредитов. Для финансирования неотложных непредвиденных расходов предусматриваются ассигнования на образование резервных фондов. Порядок их образования и расходования определяется положениями, утверждаемыми Мурманской областной думой.
Наибольшая доля в расходах бюджета Мурманской области приходится на межбюджетные трансферты (50,9%) — предоставление финансовой помощи бюджетам других уровней (7,4%) и целевых компенсаций, предназначенных для выполнения органами муниципальных образований государственных полномочий (42,6%). На здравоохранение и спорт направляется 15,4% всех расходов; на национальную экономику — 9,7; национальную безопасность и правоохранительную деятельность — 7,6%.
Дефицит бюджета Мурманской области образуется в результате превышения расходов над доходами. Размер дефицита, утвержденный законом Мурманской области о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
Бюджет Мурманской области на 2007 в соответствии с Законом Мурманской области от 22 декабря 2006 "Об областном бюджете на 2007" был утвержден по доходам в сумме 23178,2 млн руб., по расходам — 24858,4 млн руб. Размер дефицита составил 7,2%, т. е. 1680,2 млн руб.
Источники финансирования дефицита бюджета (государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг; бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней; кредиты, полученные от кредитных организаций; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета) утверждаются законом Мурманской области о бюджете Мурманской области.
Жилищный фонд Мурманской области насчитывает 12,1 тыс. жилых домов (из них 9,6 тыс. — многоквартирные), 394,1 тыс. квартир с общей площадью жилых помещений 19,5 млн м2. На одного жителя области в среднем приходится около 22,5 м2 общей площади жилья (среднероссийский показатель — 20,9 м2).
Большая часть жилищного фонда — многоквартирные многоэтажные дома массовых серий, построенные из кирпича, железобетонных панелей и блоков в 1970-х — 1990-х, износ основных конструктивных элементов которых не превышает 30%.
В то же время в Мурманской области довольно остро стоит проблема переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, которое составляет 3,2% жилого фонда области (около 13 тыс. семей, или почти 30 тыс. чел.). Значительная его часть расположена в населенных пунктах, где строительство осуществлялось до 1950-х (Терский, Ловозерский и Кольский р-ны, города Кандалакша, Кировск и т. д.). Правительством Мурманской области принята региональная целевая программа "Переселение граждан Мурманской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003—2010", которая предполагает ликвидировать 508 тыс. м2 непригодного для проживания жилья, обеспечить реконструкцию домов общей площадью 91 тыс. м2, осуществить строительство 97 тыс. м2 жилья и требует до 5 млрд руб. финансовых средств. В течение первых лет реализации программы переселено 618 семей (1216 человек) и снесено около 5 тыс. м2 ветхого жилья.
Жилищные условия населения Мурманской области практически по всем видам благоустройства оцениваются как заметно лучшие, чем в Северном экономическом районе (за исключением С.-Петербурга) и в среднем по РФ. Так, 98% жилищного фонда обеспечено водопроводом, канализацией, отоплением, 96% — горячим водоснабжением. В то же время в Кольском и Печенгском районах, г. Кандалакше с подведомственной территорией эти показатели ниже — от 85 до 93%.
Более половины квартир оснащено электрическими плитами, 35% — газовыми. В ряде муниципальных образований реализованы проекты по внедрению энергосберегающих технологий (дом № 22 по ул. Ферсмана в г. Апатиты и в микрорайоне "Солнечный" в г. Кировске). В 2007 с помощью кредитов Северного инвестиционного банка (NIB) и Северной экологической финансовой корпорации (NEFCO) из Финляндии (15 и 1,6 млн евро соответственно) началась реализация рассчитанной на 2 года крупной региональной целевой программы "Реконструкция системы теплоснабжения Ленинского района г. Мурманска", которая должна снизить потребление тепла в квартирах более 100 тыс. жителей района на 20%.
К 2006 в Мурманской области 75% (в г. Мурманске — около 82%) жилищного фонда приватизировано, 129 многоквартирных домов общей площадью 483 тыс. м2 находятся в управлении 81 жилищно-строительного кооператива (ЖСК), из них 182 тыс. м2 ЖСК обслуживают самостоятельно. Существует также 16 товариществ собственников жилья (ТСЖ), однако несовершенство нормативно-правовой базы мешает широкому внедрению этой формы управления жилищным фондом. С 2005 в регионе работает некоммерческое партнерство собственников недвижимости в жилищной сфере "Паритет"; главными целями его деятельности являются координация действий по защите прав и законных интересов собственников жилья, улучшение организации обслуживания и эксплуатации жилищного фонда, содействие развитию деятельности ТСЖ.
В 2006 в области осуществлен переход от предоставления малоимущим гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в натуральной форме (в виде скидки) к перечислению на персональные банковские счета.
Услуги потребителям в сфере ЖКХ на территории Мурманской области предоставляют 305 компаний всех форм собственности, из них 10 — по водоснабжению и водоотведению, 20 — по электроснабжению, 24 — по теплоснабжению, 92 — по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, 68 — многоотраслевых.
В 147 котельных области установлено 768 котлов мощностью 5,7 тыс. Гкал/ч. В 2005 произведено 9,8 млн Гкал тепловой энергии, еще 2,0 млн Гкал получено со стороны. По тепловым сетям общей протяженностью (в двухтрубном исчислении) 1387,9 км населению отпущено 6,4 млн Гкал, на коммунально-бытовые нужды организаций — 1,5 млн Гкал. Расход топлива на единицу произведенной тепловой энергии составил 161,1 кг; 80% тепловой энергии в Мурманской области вырабатывается на жидком топливе (мазут), 19 — на угле, 1% — на электроэнергии и биотопливе.
Водопроводно-канализационное хозяйство Кольского п-ова насчитывает 94 водозабора, 132 водонасосных, 26 очистных сооружений водопровода пропускной способностью более 500 тыс. м3 в сут, 756,5 км водопроводных сетей, 91 канализационную насосную станцию, 61 очистное сооружение канализации, 508,2 км канализационных сетей.
За 2005 из поданных в водопроводную сеть 217 млн м3 воды очищено 63,6 млн м3, отпущено потребителям 183,6 млн м3, в т. ч. населению — 78,4 (324 л на одного жителя в сут). За тот же период через канализационные сети пропущено 123,2 млн м3 стоков, 63,6 млн (51,6%) из них подвергнуто очистке.
В 2006, после 10 лет строительства, в г. Мурманске введены в строй Северные канализационные очистные сооружения, которые позволяют очищать более 20% городских стоков, однако необходимо строительство главной канализационной насосной станции, после ввода которой объем очищенных стоков превысит 65%, а нагрузка на экосистему Кольского залива значительно снизится.
Приоритетами в сфере водоснабжения являются переход от использования поверхностных источников питьевой воды к использованию подземных и внедрение ультрафиолетового обеззараживания. В ближайшей перспективе реализация планов по укрупнению государственных водоканалов с последующим добровольным присоединением к ним муниципальных, что позволит проводить единую техническую политику и привлекать инвестиции.
Электроснабжение городских и сельских поселений региона осуществляется с помощью распределительных электрических сетей общей протяженностью около 4500 км (1530 трансформаторных подстанций).
Для механизированной уборки 9,1 млн м2 территории городских поселений и вывоза 1,7 млн м3 твердых бытовых отходов на 40 полигонов у специализированных предприятий имеется 751 специальная машина. В г. Мурманске функционирует завод по термической обработке твердых бытовых отходов, на котором в 2005 обезврежено 103,2 тыс. т отходов.
В 2005 потребителям отпущено 17,6 тыс. т сжиженного углеводородного газа, в том числе населению — 14,7 тыс. т.
За период 2003—2006 на реализацию региональной целевой программы "Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003—2010" из всех источников финансирования выделено 262,8 млн руб. Однако износ основных фондов в коммунальном хозяйстве по-прежнему велик и составляет в среднем 60%. Для его снижения планируется использование не только бюджетных средств, но и средств предприятий, а также привлечение займов и частного капитала. Пилотным проектом, реализуемым на принципах государственно-частного партнерства, может стать строительство 20-километрового водовода от водозабора до г. Ковдора. Правоустанавливающие и правоприменительные полномочия в жилищно-коммунальной сфере региона возложены на Департамент строительства и ЖКХ Мурманской области, контрольные и надзорные полномочия осуществляет Государственная жилищная инспекция Мурманской области.
В жилищно-коммунальной сфере Мурманской области занято около 24,0 тыс. чел.
Социальные процессы и социальная политика
Начавшиеся с 1992 реформы заметно уменьшили, как и по стране в целом, степень социальной защищенности населения Мурманской области со стороны государства, ранее рассматривавшего эту деятельность в качестве приоритетной.
Новое государство, во-первых, сознательно поставило цель ослабления государственного регулирования социальной сферы, а во-вторых, оказалось просто не в состоянии поддерживать ее в прежнем объеме ввиду недостаточности имеющихся в его распоряжении средств. Это существенно повлияло на уровень и характер жизни мурманчан. С одной стороны, с 1992 появился и все более набирает силу слой предпринимателей с быстрорастущими и весьма значительными доходами. Увеличивается и роль средних слоев. По данным Минтруда РФ, Мурманская область занимает второе место по представительству средних слоев. С другой стороны, несоответствие между уровнем доходов и расходов большинства жителей области, особенно в 1990-е, явилось причиной заметного падения уровня жизни значительной части населения, в первую очередь той, что связана с бюджетными отраслями. Впрочем, с конца 1990-х начался процесс его восстановления.
Так, среднедушевые денежные доходы населения выросли с 739,8 в 1995 до 12 381 руб./мес. в 2006, т. е. почти в 17 раз. По размеру среднедушевых номинальных денежных доходов населения, как и по величине среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, Мурманская область в Северном экономическом районе уступает лишь Ненецкому автономному округу.
Растет и среднемесячная заработная плата (которая даже при снижении ее удельного веса в структуре доходов с 84,5 в 1990 до 56,9% в 2005 продолжает являться основным источником доходов значительной части населения области), достигнув в 2006 размера 14 984 руб., что в реальном исчислении на 8,8%, больше, чем в 2005. И хотя по-прежнему существует неравенство в уровне оплаты труда между отраслями экономики, профессиями и группами работников, но с 2000-х разрыв стал сокращаться: если в 1990-е средняя заработная плата работников промышленности превышала зарплату работников непроизводственной сферы почти в 2 раза, а по отдельным отраслям экономики — в 3—4, то в 2003 — в 1,6 раза, в 2006 — в 1,3.
В то же время дифференциация населения по доходам в области хотя и ниже, чем в РФ в целом, остается достаточно высокой, занимая 2-е место после Республики Коми в Северном районе: соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими и с самыми низкими доходами составляет 12,2 (в РФ — 14,9).
В денежных расходах населения наибольший удельный вес принадлежит потребительским расходам, которые увеличились с 62,3 в 2000 до 66,8% в 2005 (в среднем по РФ упали с 76,9 до 71,1%). Напротив, заметно упала в структуре денежных расходов доля сбережений, и хотя она все еще превышает среднероссийский показатель (22,8 против 17,8% в 2005), идет явный процесс их сближения (в 2000 соотношение составляло 29,6 против 15,5%). Заметно выросла доля расходов на обязательные платежи и взносы с 6,2 в 2000 до 10% в 2005, что заметно выше, чем в среднем по РФ (7,8 и 9,6% соответственно).
При этом структура расходов малообеспеченных слоев населения заметно отличается от структуры расходов обеспеченных слоев. Так, в 2005 в домохозяйствах Мурманской области с наименьшими доходами на долю услуг жилищно-коммунального хозяйства приходилось 51% расходов на оплату услуг, а в домохозяйствах с наибольшими доходами — 33%. Напротив, доля расходов на услуги учреждений образования, культуры, бытовых услуг в малообеспеченных домохозяйствах ниже, чем в обеспеченных. Тем самым малообеспеченным менее доступны именно те виды услуг, которые способствуют улучшению качества человеческого потенциала.
Особенно сложным является положение тех, кто не имеет работы. Однако уровень безработицы в области имеет тенденцию к понижению: если в 1995 он составлял 5,7%, то в 2005 — только 3,7%.
Улучшилось положение и другой менее защищенной в социальном отношении группы — пенсионеров, средний размер назначенной пенсии которых за 11 лет вырос с 334,6 руб. в 1995 до 3672,3 — в 2006.
Однако, несмотря на позитивную статистику, количество людей, проживающих за "чертой бедности", все еще достаточно велико (20,3% в 2005, в 2000 — 24,9%). По данным Росстата, в 2005 Мурманская область занимала 39-е место среди субъектов РФ по доле малообеспеченного населения в общей численности жителей. Поэтому первоочередной задачей для Мурманского правительства сегодня является борьба с бедностью.
В области принят ряд законов и постановлений правительства, направленных на решение задач преодоления бедности: "Об адресной социальной помощи в Мурманской области", "О государственной социальной помощи в Мурманской области", "О мерах социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг", "О мерах социальной поддержки инвалидов" и др. С целью поддержки малообеспеченного населения реализуются целевые программы: "Дешевая рыба", "Дешевый хлеб", "Дешевое молоко". Правительством области осуществляется программа переселения жителей Крайнего Севера.